Вроде бы с 1 января услуги ЖКХ не должны были подорожать. Повышение «коммуналки» на 3–6% запланировано на 1 июля 2020 г.

При этом многие жители страны увидели увеличенные суммы в своих платёжках. Почему?

С 1 июля по закону растут только тарифы на коммунальные услуги — свет, тепло, воду. А все остальные услуги ЖКХ могут дорожать в любое другое время года — с 1 января, 1 февраля или с 15 марта. Это уж как решат местные власти. Поэтому в одних муниципалитетах недавно увеличили тариф на содержание и текущий ремонт жилья, в других — мусорные сборы. И в большинстве регионов выросла плата за капремонт.

 


На сколько выросли взносы?

В 2019 г. средний минимальный взнос за капремонт вырос на 10,4% — до 8,49 руб. за 1 м². С нового года подорожание продолжилось. Например, минимальный тариф в Свердловской обл. вырос на 3,8% — до 9,72 руб. В Липецке жители 5-этажек стали платить 7,7 руб. вместо 5,9 руб., а 9-этажек — 8,5 руб. вместо 6,5 руб. С 1 января капремонт также подорожал в Москве, Санкт-Петербурге, Чувашии, Башкирии, Челябинской, Томской обл. Всего, по данным Ассоциации регоператоров, взносы в начале 2020 г. повысили 54 региона.

Капремонт на наши головы свалился в 2014 г. Недовольства новым побором было много, но со временем собственники квартир смирились с тем, что теперь им за свой счёт придётся ремонтировать многоэтажки. Если взять средний по стране взнос в размере 8 руб. за «квадрат» и умножить его на 50 м², получится, что за 6 лет действия программы семья из стандартной «двушки» отдала на капремонт уже больше 30 тыс. руб. Но грамотно ли расходовались эти деньги?

«Капремонт направлен на сохранение и поддержание надлежащего состояния жилищного фонда и недопущение роста ветхого и аварийного жилья. Однако результаты проведённого Счётной палатой анализа говорят о том, что региональные программы капремонта пока со своими задачами не справляются. Согласно данным Росстата и Минстроя, объём жилого фонда, имеющего износ от 66 до 70% и выше, не только не сокращается, а даже имеет тенденцию к увеличению, — сообщила в прошлом году аудитор Счётной палаты Светлана Орлова и пояснила причину: — Возникшая проблема обусловлена тем, что в большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в 2 раза ниже экономически обоснованного». Видимо, приняв к сведению такие выводы Счётной палаты, регоператоры совместно с региональными властями и стали массово повышать плату.

Взносы растут, но, как выясняется, не расходуются. Сейчас в «общих котлах» и на спецсчетах домов скопилось уже 237 млрд руб. «У ряда субъектов остатки средств на счетах их регоператоров превышают более чем в 2 раза планы работы на год. То есть деньги собираются, а работы, по сути, не ведутся, — сообщил первый зампредседателя Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. — В 2019 г. было завершено лишь 82% запланированных работ по капремонту (в 2018 г. было ещё меньше — 79%). А 10 регионов выполнили меньше 50% плана».

 

Картели подсели на капремонт

Недавно свой мониторинг капремонта провело Бюро расследований ОНФ и пришло к выводу — в этой сфере очень много картельных сговоров. Были выявлены признаки нарушений в 3 федеральных округах — Северо-Западном, Дальневосточном и Приволжском — на сумму 5,8 млрд руб. По словам руководителя бюро Валерия Алексеева, во многих регионах при проведении торгов, касающихся капремонта, отсутствует конкуренция, в итоге контракты заключаются по максимальной цене. «Сфера ЖКХ подвержена картелизации, а картели неизбежно ведут к повышению цен на рынке, что в итоге приводит к увеличению сумм в платёжках граждан», — сказал начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. Теперь ОНФ вместе с ФАС будут вести карту капремонтных картелей.

 

Как же добиться того, чтобы деньги, которые ежемесячно платят люди, действительно шли на капремонт их домов? И главное — ремонт качественный.

«Ответственность за капремонт лежит на региональных властях, — говорит исполнительный директор НП „ЖКХ Контроль“ Светлана Разворотнева. — В большинстве регионов взносы занижены, поэтому в полной мере программу капремонта на них не выполнить. В таких случаях регион должен нести субсидиарную ответственность. Однако софинансирование ввели лишь 39 субъектов. При этом в некоторых регионах неизрасходованных денег на счетах скопилось больше годового взноса, а региональная власть ничего не предпринимает.

И надо что-то делать с жалобами людей на качество ремонта. В 2019 г. к нам поступило 30% обращений именно по этому поводу. По закону фонды должны устранять недоделки в течение 5 лет, но на практике зачастую ничего не происходит. Мало того, они годами судятся с жителями, доказывая, что это не они виноваты, а просто дом неправильно эксплуатируется. Чтобы решить этот накопившийся клубок проблем, считаю, нужен не просто мониторинг, а реальный контроль со стороны федеральных властей. Иначе дома в стране так и будут продолжать ветшать, не дождавшись капитального ремонта».

Источник: aif.ru

Новостройки Екатеринбурга
preloader